Привить нельзя убить: как Приамурье борется с чумой, бешенством и ящуром

Фильтры

Регион

Новости

Привить нельзя убить: как Приамурье борется с чумой, бешенством и ящуром

Пятый месяц в лесах Приамурья продолжается отстрел дикого кабана. Решение о снижении численности животного в пять раз было принято, чтобы остановить распространение вируса африканской чумы свиней в регионе. Однако на прошлой неделе очередной очаг инфекции в лесах Михайловского района повлек жесткие меры: под отчуждение попали 120 свиней в селе Дим. Помимо АЧС, амурские животноводы борются и с другой напастью — лейкозом крупного рогатого скота. Чем опасно для человека молоко инфицированной таким образом коровы; когда все амурчане, пострадавшие от африканской чумы свиней, получат денежные компенсации, а также какие преференции области даст статус территории, свободной от ящура (за него сейчас борется регион), - рассказал начальник управления ветеринарии Приамурья Сергей Самохвалов.

Новые жертвы чумы

— Сергей Владимирович, какова обстановка по африканской чуме свиней в регионе? Последнее сообщение о вспышке заболевания в СМИ было около месяца назад.

— Да, наши специалисты отработали почти все предыдущие случаи. Однако накануне в лесном массиве Михайловского района были обнаружены три трупа дикого кабана. Их обследовали, взяли пробы на АЧС. Сегодня из лаборатории пришел положительный результат. В угрожаемую зону в радиусе пяти километров попало одно село Дим. Отчуждению подлежат 120 голов свиней. До конца этой недели мы завершим все необходимые мероприятия в этом населенном пункте.

119 тысяч голов крупного рогатого скота и около 15,5 тысячи коз и овец были вакцинированы от ящура в этом году. Также специалисты исследовали 450 проб на это вирусное заболевание.

— Все амурчане уже получили свои компенсации за отчужденный скот?

— Большая часть — получила. Гражданам перечислено около 47 миллионов рублей. Выплаты продолжаются. Каждый день наши специалисты проверяют предоставленные документы и производят выплаты населению. По закону компенсации необходимо предоставить в течение двух месяцев, но мы стараемся максимально ускорить процесс. До середины декабря планируем полностью возместить жителям области ущерб, нанесенный африканской чумой свиней, это еще порядка 40 миллионов рублей.

Молоко с вирусом

— В этом году вступили в силу новые ветеринарные правила по борьбе с лейкозом КРС. Многих амурских хозяйств это коснется?

— Сейчас на территории региона как раз идет обследование всего поголовья, восприимчивого к этому заболеванию. Более ста ограничений на хозяйства граждан мы уже наложили.

— Что поменялось в правилах?

— Раньше животное с положительным результатом на лейкоз разрешалось содержать на подворье, но изолированно от остальных. Затем у скотины брали кровь и с помощью гематологического исследования выясняли, животное болеет или является вирусоносителем. Сегодня все изменилось. Корову с выявленным лейкозом можно содержать только в резервации (на расстоянии 50 метров от жилых строений, огородив двойным забором с промежутком между ними). Либо — отдать животное на убой. Это заболевание не лечится. Единственный выход — завести новое здоровое поголовье.

— Правда, что молоко от такой коровы опасно для человека?

— Наукой это не доказано, но угроза заражения населения есть. Вирус лейкоза КРС по родству очень близок с вирусом лейкоза человека — лейкемией. Поэтому сырое молоко от таких коров пить нельзя, оно идет только на переработку, как и мясо. При убое животного проводится ветеринарно-санитарная экспертиза. Если в мясе не выявлено никаких изменений, оно отправляется на реализацию.

Восемь лет без ящура

— Почему так сложно побороть это заболевание?

— Сильно сказывается менталитет наших людей. Ветеринарные правила ужесточаются неспроста, для полной ликвидации нужны серьезные меры. Но люди реагируют по‑разному на известие о диагнозе. Начинают сомневаться в результатах анализа, озвученных мерах, пытаются утаивать животных. Не хотят продавать животное себе в убыток, признаются, что «прикипели к корове душой» и тому подобное. Их можно понять: животноводство на селе — колоссальный труд. Но, если не подчиняться требованиям специалистов, проблем и убытков будет только больше.

— Вакцину содержат приманки со специфическим запахом и вкусом — хищники их съедают и получают «прививку» от бешенства.

— Тем не менее другое вирусное заболевание — ящур — области удалось преодолеть. Как этого добились?

— Да, на территории Приамурья вспышек ящура не возникало с 2013 года. Основная мера борьбы — иммунизация восприимчивого к болезни поголовья. Сто процентов крупного и мелкого рогатого скота региона было вакцинировано. В данный момент область рассчитывает получить официальный статус зоны, свободной от ящура. Все необходимые для этого документы уже подготовлены и направлены в Минсельхоз России. В будущем году мы надеемся уже получить этот статус.

— Что нам это даст?

— У региона появится возможность экспортировать сельхозпродукцию на другие территории. Это то, чего сейчас нашим растениеводам очень не хватает, чтобы зарабатывать и развивать бизнес. Правда, не так давно у наших соседей в Забайкальском крае было зафиксировано несколько вспышек ящура. Мы опасаемся заноса вируса и принимаем все исчерпывающие меры, чтобы не допустить этого.

— Какие?

— По распоряжению губернатора области в районе поселка Ерофей Павлович установлен пост, где сотрудники МВД и Россельхознадзора несут круглосуточное дежурство. Специалисты осматривают транспортные средства, въезжающие в регион, и пресекают ввоз скота и животноводческой продукции без ветеринарных сопроводительных документов, которые подтверждают безопасность мяса в санитарном отношении. Также проводим рейды против несанкционированной торговли на рынках. Ветврачи на постоянной основе делают клинические осмотры поголовья на территории всего региона. Кроме того, ведут мониторинговые исследования как в дикой фауне, так и в частном секторе.

«Вкусные» вакцины от бешенства

— Обстановка по бешенству в области стабилизировалась?

— В этом году было зарегистрировано 8 вспышек заболевания на территории региона. Сейчас мы благополучны по бешенству, новых случаев не было давно. Это результат вакцинации. Мы полностью вакцинировали сельхозживотных от этого вируса. Также за счет федеральных средств к нам поступает оральная вакцина для хищников. Совместно со специалистами управления по охране животного мира раскладываем эти препараты в лесных массивах. Это приманки со специфическим запахом и вкусом, содержащие вакцину. Хищники их съедают и получают «прививку» от бешенства.

— Берут ли ваши специалисты пробы на коронавирус у животных? Положительные результаты встречаются?

— Мир впервые столкнулся с коронавирусом у человека. У животных он известен давно. Мы уже лет двадцать точно проверяем животных на наличие коронавируса. Полную статистику не скажу, но за последние годы случаи заболевания не регистрировались.

Ветврачей не хватает в Мазановском и Шимановском районах

87 миллионов рублей выплатят амурчанам, пострадавшим от африканской чумы свиней за этот год.

— Несмотря на большую нагрузку на управление, особенно с приходом африканской чумы свиней, кадрового голода нет. Сегодня в регионе всего две свободных вакансии: ветеринарный врач требуется в Мазановском и Шимановском районах. Острая нехватка сотрудников ощущалась у нас три года назад. По области было не закрыто около 15 вакансий. Тогда по поручению президента заработную плату специалистам довели до среднерегиональной. И жалованье наших работников в среднем возросло до 50 тысяч рублей. Для ветспециалиста на селе — это хорошие деньги. К нам сразу пришли семеро выпускников университета, на следующий год — еще столько же. Молодых специалистов радуют и дополнительные меры поддержки от государства. В течение пяти лет выпускник вуза к каждой зарплате получает еще 7 тысяч рублей, техникума — 5 тысяч. Плюс единовременные подъемные — 150 тысяч рублей. Сейчас наш штат укомплектован на 99 процентов. Во время вспышек люди работают сутками и без выходных, но никто не уходит. Наоборот, специалисты сплотились и помогают друг другу. Если масштаб работ большой, к процессу подключаются врачи из других районов. Я, как руководитель, очень благодарен сотрудникам за такую службу.

ВОПРОС — ОТВЕТ 

— Могут ли вороны принести к нам коронавирус из Китая? — спрашивает Наталья Л., читательница АП.

— Доказать это сложно, но предположить, что это возможно, легко. Например, африканскую чуму свиней перенести можно. Если птица будет клевать трупы зараженных свиней и кабанов на территории КНР, а затем прилетит к нам, выделяя экскременты, будет разносить вирус по региону. По той же аналогии можно распространить любой вирус. Вороны летают по помойкам, где контактируют с мусором, который мог выбросить инфицированный человек, в том числе использованные бинты, вату, средства гигиены. И вообще, это могут быть не только вороны. Между нашими государствами идет огромная миграция животных и птиц.

Источник: pticainfo.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее