Амурская область: В Приамурье становится все меньше эвенков-оленеводов

Фильтры

Регион

Новости

Амурская область: В Приамурье становится все меньше эвенков-оленеводов

В эвенкийских поселениях начали отмечать национальный праздник День оленевода и охотника.

Северяне в это время не только устраивают гонки на оленях и шаманские пляски, но и подводят итоги промыслового сезона. Правда, в последние годы из тайги на гуляния выходят все меньше кочевников. Наш корреспондент узнал, почему они стали нарушать вековые традиции.

Галина Акимова только что пришла из тайги. Чтобы увидеть сестру, купить продуктов и побывать на празднике весны, она преодолела десятки километров по дремучему лесу: это несколько дней без телефона и интернета, ориентируясь только по звездам. Через пару суток она снова отправится в путь: даже само слово "цивилизация" пугает старожила. И такой выбор сделали всего 30 эвенков - это десятая часть села - остальные уже давно поменяли чумы на комфортные дома, и изъясняться, особенно с детьми, им стало легче на русском.

Галине же после привычных разговоров с сородичами на журналиста из города перестроиться сложно – на вопросы отвечает на родном языке, односельчане переводят: «Она унты шьет, кушать варит, хлеб стряпает, всеми домашними делами занимается, печку топит, собакам варит, лед таскает - вода. У нас рядом речка».

Современные эвенки, сетуют пенсионеры, дома не то что говорят - думают на русском. В местных школах преподают родной язык, но всего 1-2 раза в неделю. Поэтому исконные культура и промыслы будут жить, пока есть олени и оленеводы. Только вот беда, говорит председатель родовой общины "Эвэды-Октон" Эдуард Жуманиязов, - стадо неуклонно сокращается, как и субсидии на его содержание. В лучшие годы было хотя бы 500 голов. Сейчас вдвое меньше. В Усть-Уркиму на праздник из тайги пришли семь оленей и несколько оленеводов. Остальные охраняют стойбище, которое отсюда в 100 километрах, от расплодившихся волков.

«Волки приходят по весне, когда, допустим, отёл. Маленькие тугутки, то есть оленята, вот они их давят, эти волки. И, естественно, приплод не наращивается, а, наоборот, уменьшается. И также маточное поголовье в основном попадает с телятами», - рассказывает председатель родовой общины "Эвэды-Октон" Эдуард Жуманиязов.

Чтобы защитить оленей от болезней и гибели, на празднике их окуривают священным багульником в первую очередь. И это сейчас не просто дань традициям, эвенки верят: поможет. И еще, загадывают желание местные власти, такие праздники в целом и обряды в частности привлекут в древнюю профессию молодежь.

В Усть-Уркиме проживают 216 эвенков - это две трети местного населения. На все село всего восемь профессиональных оленеводов. В общине говорят, что, может быть, и хотели бы пополнить штат, да некем. В последнее время выпускники школы выбирают профессии юристов и экономистов. Даже образование охотоведа здесь в последний раз захотел получить всего один старшеклассник два года назад. Но вот юный житель села Игорь признался, что хочет быть оленеводом, значит, у этой профессии, наверное, есть шанс на возрождение.

Конечно, в тайге карьеру не сделаешь. Кочевать по снегу и сопкам без связи с семьей, говорит Владислав Акимов, приходится по полгода. А заработок от продажи пушнины и мяса - максимум 20 тысяч рублей в месяц. Но с другой стороны, именно в тайге он чувствует себя на своем месте. Главное, чтобы этот промысел был нужен человеку. И чтобы дети чаще возвращались к истокам. Не зря само слово "эвенки" в переводе на русский означает "оленьи люди".

Источник: gtrkamur.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее